Еще в дореволюционное время, во время одной выставки кроликов в 1911
году, на глазах у публики два кустаря Кленовской волости Подольского
уезда Московской губернии с помощью примитивного инструмента «Лучка»
(длинная, в 3 аршина (аршин — 711,2 мм) круглая палка с приделанным на
конце особым грузом и натянутой во всю ее длину толстой струной)
разбивали кроличий пух на мелкие, разлетающиеся пушинки и делали из него
затем войлок.
Производилось это следующим образом. Распушенный пух клали на верстак
размером 2x2 аршина с гладкой верхней доской и другой лучкой вновь его
разбивали и оправляли шивером (род ширмочки, сделанной из тростниковых
палочек). Оправив его, то есть собрав в кучу и прижав шивером, получали
вид пухового блина, на который накладывался еще доморощенный инструмент в
виде решета диаметром 1,25 аршина с натянутыми в переплет лыковыми
полосками под названием притирка.
Наложив притирку, кустарь ладонями рук совершал легкое движение,
притирая пух. Когда он притрется, то есть мало-помалу обратится в слегка
плотный войлочный вид, кустарь берет вырезанный из толстой бумаги
конус, накладывает его на полученный войлочный блин, загибает края его
по форме конуса, срывая более толстые слои пуха и кладя заплаты на более
тонкие места. Полученную форму колпака затем заворачивает в виде
свертка бумаг в слегка смоченную парусину и начинает валять. Манипуляция
эта похожа на катание вальком белья, только вместо валька употребляются
те же руки и ладони. От этих движений пух все более и более
уплотняется, образуя прочный войлок.
Чтобы убедиться, успешно ли идет валка, мастер время от времени
разворачивает парусину, вынимает из середины бумажный конус, расправляет
колпак и смотрит на свет, нет ли просвечивающих мест; в последнем
случае он накладывает заплатки, вкладывает опять конус, вновь
заворачивает и начинает опять валять.
По окончании валки полученный колпак поступает в котел с кипятком,
где плотно садится, обмывается, а затем сушится на плите и окончательно
отделывается наждачной бумагой. |