на
картину мира, где человеку отводилась маленькая роль на
фоне буйства цветов, камней, деревьев и воды.
Китайские архитекторы верили, что сад — это маленькая копия
мироздания, где человек, погружённый в пространство,
ощущает себя частью вселенной и наслаждается ландшафтом
«изнутри». Совет Светильники для фонтанов
могут иметь разный угол светового конуса. Более мощные лампы дают
жёсткий рисунок освещения: переход от света к тени
очень резок. Для создания мягкой картины используются
маломощные источники. Очень часто светильники дополняются цветными
фильтрами, которые придают лучу тот или иной оттенок. Есть
варианты светильников с вращающимся механизмом. Популярный цвет китайских садов не только
яркий оранжевый, красный или «императорский» — жёлтый, но и
лазурь — символ водной стихии. В китайском
ландшафте много воды, перекинутых через пруды мостиков, дорожек с
выложенным галькой рисунком морских животных: осьминогов и
рыбок. Только в отличие от средиземноморской
традиции вода дополняет сад ровной гладью пруда или тихо журчащей
струйкой ручейка, впадающего в водоём. Неспешный шёпот
воды, желаемая влага в жаркий летний день позволяют
отрешиться от ежедневных проблем и помечтать о
будущем. Согласно учению фэн-шуй более грамотным
считается расположение ручья или каскада, когда вода течёт по
направлению к дому, а не от него. Тогда
хозяева всегда будут жить в богатстве. ООО «Бор» Китайские зодчие в основном используют
стационарные фонтаны и прячут их согласно
традиции в укромных уголках, почти не заметных
глазу. Часто это просто поток, стекающий вниз по стене или по гирлянде
медных чаш в виде цветка, именуемый китайской дождевой
цепью. Последнее изобретение обычно подвешивали к месту
водостока в храмах или домах, чтобы наслаждаться звуком
капели.Каскады воды нередко размещаются вплотную к
зданию, и тогда его фасад тоже участвует в
композиции. Если стена прозрачная, игрой капель и
света могут наслаждаться гости, находящиеся внутри дома. Для сооружения каскадов и ручьёв
специалисты заранее готовят рельеф, задают необходимый перепад высот,
прорисовывают очертания будущего водоёма. Дно и очертания
берега формируются из полимербетона с
гидроизоляционными добавками. К ним могут
добавляться натуральные камни или имитация под скальный рисунок. Для
дополнительной гидроизоляции под полимербетон расстилается
прудовая плёнка. Как правило, строители заранее
продумывают, как украсить береговую линию, куда положить конкретный
валун, как будет украшена заводь искусственного ручья. Если
следовать традиции, то камни лучше располагать группами, в
которых наиболее часто используют нечётное число элементов: 3, 5,
7 или 9. Красота асимметрии и простота форм
при оформлении — это отличает восточный подход. Традиционная схема водного ландшафта китайского сада
выглядит так: падающая с многоступенчатого каскада вода
продолжает своё движение по извилистому ручью и после этого
стекает в пруд. С технической точки зрения
— это оборотное водоснабжение — вода ходит по
замкнутому кругу. Большая часть жидкости хранится в накопительном
резервуаре, другая часть гонится насосом на высоту, оттуда
стекает обратно по камушкам в чашу пруда. Ещё одна отличительная черта стиля китайских ландшафтных
дизайнеров — это создание пейзажного настроения. Например,
они разбивали в саду сумрачный грот с выходом
к солнечному пруду. При этом в пещере
мог журчать каскадный водопад. По гальке вода стекала
прямо в пруд. Смена стихий и света производила
сильное впечатление на посетителей сада. Подобные
природные декорации были частым украшением французских садов.
Искусственные гроты сохранились в усадьбе Шереметевых в
Кусково и Петергофе. Японские мастера садов тоже поклонялись горным вершинам,
причудливо рассыпанным камням, водоёмам и водопадам. Только
в отличие от европейских «собратьев» в их
дизайне полностью отсутствовали признаки «окультуривания».
Фонтаны были частью природы, а вокруг располагались фонари,
скамейки и другие элементы, тем самым привлекая ещё больше
внимания. Например, суйкинкуцу —
нехитрое приспособление из перевёрнутого кувшина, зарытого в
землю, над которым располагается лужица воды. Капли воды,
постепенно проникая в кувшин через отверстия в
донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют
несложные мелодии. Звуки суйкинкуцу можно сравнить с колокольчиком
или японской цитрой — кото (щипковым инструментом). По
легенде кувшин с отверстием использовал неизвестный
садовник для дренажа своего сада. Изящный звук покорил мастера, и
изобретение стало использоваться повсеместно. Обычно применялись
керамические, а позднее металлические кувшины высотой от 30
см до 1 м с узким горлышком около 2
см. Сосуд зарывали около японского рукомойника для мытья рук
— тёцубаси. Устройством пользовались перед чайной церемонией. Совет Любой водопад, или фонтан
требуют систему очистных сооружений. Для этого у
источника воды, на горке, маскируется фильтр грубой
очистки. Рядом желательно установить специальную УФ-лампу,
которая эффективно обеззараживает воду, заменяя дорогие наборы
химреагентов. Перед наступлением зимы водные источники следует осушить,
вынуть и занести в тёплое помещение всё
техническое оборудование: насосы, трубопроводы, подсветку. Резервуар для
воды можно укрыть от грязи виниловой плёнкой (она на
морозе пластична). Весной, после запуска фонтана, рекомендуется
слить первую воду. Игорь Евдокимов, генеральный директор ООО «Бор» ООО «Бор» ООО
«Бор» Ещё один важный водный источник японского сада —
цукубаи — небольшой фонтан-источник. В
каменную чашу из валунов падает вода из ствола
бамбука, расположенного рядом. Его также устанавливают
недалеко от чайного домика. В цукубаи гости,
пользуясь бамбуковым ковшиком, омывали руки и лицо. Чтобы
соорудить источник, необходимо сделать яму глубиной 20–30 см
и выполнить дренажный отвод. Затем в яму
устанавливается валун с выдолбленным посередине углублением
для слива. Чаша закрепляется на трёх валунах
поменьше размером. Поверх дренажа наносится раствор, делая уклон от
камней в сторону дренажной трубы. Внутреннее
пространство композиции заполняется галькой. Воду к чаше
подводят традиционным для фонтанов-источников способом. Готовые наборы
оборудования включают погружной насос, шланг и насадку. Вода
в чаше должна меняться регулярно, иначе зацветёт!Другой частый элемент японских садов —
бамбуковый фонтан — сиси-одоси или содзю
переводится буквально как «отпугиватель оленей». Согласно японскому
поверью это приспособление не только отпугивало злых духов,
птиц и животных-вредителей, но и услаждало
мерным шумом ухо уставшего гостя. Содзю состоит из вертикальных
стоек и прикреплённого к ним пустотелого
коромысла, в которое через находящуюся сверху трубку или
жёлоб поступает вода. При наполнении коромысла, вес воды
заставляет его опрокинуться, при этом вода выливается, а коромысло
издаёт резкий звук, ударяясь о твёрдую поверхность снизу.
Опорожнённое коромысло возвращается в исходное положение,
снова наполняясь водой. Ритмичный стук среди тишины сада напоминает
посетителям о течении времени, успокаивает и не
будоражит восприятие. Современные
тенденции — Фонтаны в классическом виде уже редко
используются в загородном домостроении,- рассказывает
Игорь Евдокимов, генеральный директор ООО «Бор».— Такому
фонтану должен соответствовать и дом-усадьба, построенный
по всем архитектурным канонам. Всё больше набирают
популярность фонтаны-источники необычного дизайна. Они
замечательно вписываются в любой ландшафтный стиль.
Например, солитерный водопад представляет собой вертикальную каменную
стену высотой до 3 м и бетонную чашу с
декоративным щебнем у основания …без зеркала воды!
Вода, подаваемая насосом вверх, стекает по неровной каменной гряде,
увитой растениями, вниз, исчезая в толще гравия. У
этого типа водопада минимальные испарения. Вода пополняется
дождём, в нём нет тинных отложений, не заводятся
лягушки. Эффектным украшением сада может стать фонтан, в центре
струй которого покачивается на волнах камень. Кажется, что
он повис в воздухе. Каскадные водопады или
альпийские горки оборудуют туманообразующей системой —
фогерами с подсветкой. Под воздействием
ультразвуковых мембран вода преобразуется в туман. При
закате солнца садовый участок превращается в таинственное
сказочное место. Тонкости подбора
оборудованияВарианты украшения фонтанов поистине
безграничны. «Рисунок» воды зависит от сужающегося сопла, в
котором формируется струя,— её высота
зависит от диаметра выходного отверстия и напора
воды. Насадка «Гейзер», например, даёт широкую пенистую струю благодаря
подаче воздуха с боков. «Колокол» представляет собой
трубу, на конце которой один над другим закреплены два
диска. Проходя через зазор между дисками, вода образует сплошной купол,
его толщину регулируют, изменяя величину зазора. Для «Тюльпана»
применяют диски, направляющие воду не горизонтально, а
вверх под углом 30–40 градусов. Под таким же
углом выбрасывает струи вверх насадка «Рыбий хвост». Дополнив
распылитель вращающим механизмом струи, бьющие вертикально вверх, можно
«закрутить» в причудливые спирали. Комбинируя разные
насадки, создают более сложные водные картины: «Пена», «Комета»,
«Каскад», «Веер», «Пируэт», «Гриб», «Полусфера» и пр. ООО «Бор»
Грамотный подбор насоса — один из важнейших
моментов при строительстве водных сооружений, именно от него
зависит удачное воплощение задуманного. Чтобы облегчить выбор, в
каталогах продукции приводятся таблицы, позволяющие рассчитать
необходимую для вашего фонтана мощность насоса в зависимости
от высоты подъёма (напора) и количества
подаваемой воды. Обратите внимание, устройства, в которых
рабочие части изготовлены из металла, прослужат намного
дольше, чем те, у которых они пластиковые. Большинство
моделей фонтана снабжены пультами дистанционного управления, что
обеспечивает дополнительный комфорт для хозяина. На российском рынке представлено большое количество
производителей фонтанных насосов: OASE, MESSNER, HEISSNER (Германия),
HOZELOCK (Великобритания), SPERONI, NOCCHI, MARINA (Италия) и др.
Они выпускают как погружные, устанавливаемые в воде,
так и поверхностные, располагаемые на суше,
модели. Имеются модели для размещения внутри скульптур —
это небольшой по объёму насос, например Neptun от OASE. Для
фонтанов с большим объёмом воды используют более
мощные насосы (от 12 до 300–3000 Вт), которые
могут быть довольно громоздкими. Их стоимость напрямую
зависит от мощности. Практически все
современные фонтаны оборудованы эффектной подсветкой. Осветительное
оборудование может быть установлено не только вокруг
фонтана, но и прямо в воде. Для
подсветки используются лампы накаливания, галогенные источники и
даже светодиоды и оптические волокна. Благодаря интригующему дизайну подсветки приручённая
водная стихия будет создавать ощущение праздника всё лето. |