Землепашец, идущий
за плугом, давно уже остался в прошлом. И
если табуны лошадей благополучно «перекочевали» под капоты
автомобилей и тракторов, то почему бы не
заставить работать «лошадиные силы» на каждом
загородном участке? Тем более что много «лошадок» для этого
не потребуется. Итак, тема сегодняшнего разговора –
мотоблоки и мотокультиваторы. Задачи, возлагаемые на мотокультиватор,
заложены в его названии. Культивирование
сельскохозяйственных угодий, то есть обработка почвы на протяжении
всего периода развития растений – процесс весьма разносторонний,
включающий в себя плужную вспашку, рыхление, окучивание,
боронование, выкапывание клубней и корнеплодов. Агрегат
представляет собой одноосную конструкцию, в которой мотор
посредством привода передаёт тяговое усилие на ось, где
ведущие колёса работают в одной связке с
приспособлениями для обработки земли. Тяговое усилие, несомненно,
является очень важной технической характеристикой мотокультиватора, но не
стоит ставить его во главу угла. Чтобы физические
затраты пользователя были сведены к минимуму, необходимо
сбалансирование веса на оси. Более мощный и
многофункциональный собрат мотокультиватора – мотоблок. Помимо
обработки почв различной степени тяжести ему подвластно выполнение
операций, выходящих далеко за пределы агротехнических
задач: покос, распиловка древесины, дробление кормов. Самое полезное
качество – возможность буксировки прицепной тележки весом до 500кг. Для
тех, кто только начинает осваивать свой участок, мотоблок
является оптимальным выбором. Он поможет в
корчевании, перемещении тяжёлых строительных материалов и
вывозе мусора. Нюансы терминологии Трудно обозначить грань, где мотоблок трансформируется в
мотокультиватор. В традиционном понимании мотоблок –
агрегат снаряжённой массой 80-100кг, способный обрабатывать
значительные площади (10–20 соток и более),
имеющий в своём арсенале широкий спектр прицепных и
навесных механизмов и орудий (свыше двух десятков
наименований). Стоимость такого чуда техники, укомплектованного
отечественным мотором, составит около 30000 рублей, за
импортный мотор придётся доплатить ещё 6000 рублей. Поскольку
на тяжёлые мотоблоки возлагаются более серьёзные задачи,
следовательно, и трансмиссия характеризуется как более
сложная. Четырёхскоростной диапазон с возможностью
варьировать быстроту передвижения от 1,8 до 12км/ч, а также
вал перераспределения мощности, позволяющий увеличивать скорость
вращения навесного оборудования независимо от скорости
вращения ведущих колёс, – неотъемлемые составляющие тяжёлой техники. Совет Не гонитесь за
универсальностью. Пусть мотокультиватор обрабатывает почву на
участке, снег чистит роторный снегоуборщик, а газон
оставьте для мотокосы и газонокосилки. В противном
случае, при выполнении всех видов работ одним агрегатом, получите
весьма усредненные показатели. Дмитрий Коткин, директор магазина «Садовая техника» Мотокультиватор используют для обработки уже
«окультуренной» земли, а не для освоения целины. Поэтому
его масса составляет обычно 40-60кг. Но даже такая техника в
последнее время экипируются достаточно большим количеством
разнообразного навесного оборудования, не уступающего по
своей функциональности тому, которым оснащены тяжёлые мотоблоки. В
прайс-листах можно даже найти прицепную тележку, которая
позволит транспортировать грузы весом 150-250кг. Стиранию грани между
мотоблоками и мотокультиваторами способствует и
универсальность сцепного механизма, применяемого как на
отечественных агрегатах: «Нева», «Крот», «Салют», так и на
импортных: Viking, MTD, Partner. Наличие двух передач переднего
хода и одной – заднего хода давно перестало быть редкостью
для мотокультиваторов. Цены на продукцию в этом
сегменте рынка варьируют от 16000 до 24000 рублей
в зависимости от поставленных задач и
возможностей агрегата. При покупке моторизованной техники
потребитель первым делом обращается к терминологии – и
сразу же сталкивается с «трудностями перевода». Зарубежные
производители зачастую именуют свои мотокультиваторы мотоблоками, а
лёгкие мультимоторы с рыхлительной навеской –
мотокультиваторами, которые кроме рыхления почвы и обработки
грядок теплиц вряд ли ещё на что-то способны.
Хотя принцип компоновки мотоблока здесь соблюдён, то есть,
имеется мотор с приводом и есть возможность
навески дополнительного оборудования. Это может быть
вычёсыватель газона, почвоизмельчитель, а также аэратор,
«прокалывающий» газон и обеспечивающий тем самым быстрый
доступ воздуха к корням. С помощью
подметального валика зимой можно расчистить от снега
дорожки на участке или часть застывшего лесного озера,
устроив импровизированный каток на радость себе, друзьям и
соседям.
Вес имеет значение В последнее время в
этом секторе рынка сельхозтехники продвигают компактные модели.
Существует мнение, что малый вес агрегата, а также острота
заточки и хитроумная конфигурация фрез способны обеспечить
эффективную обработку земли. На деле же 9-14-килограммовые
культиваторы будут перемещаться по поверхности с большим
трудом, «вгрызаясь» в почву сантиметров на 15. Техника,
имеющая размах рабочих фрез 25,5см, хороша для ухода за почвой,
газоном и клумбами, но о значительном объёме
земляных работ в этом случае говорить не приходится.
Зато и стоят такие модели недорого: примерно 8500–10000
рублей. Укоренившимся в сознании дачников
эталоном, своего рода мерилом качества землеобрабатывающей техники,
является глубина обработки почвы «на штык лопаты»,
необходимая, скажем, для культивации картофеля. Она составляет
порядка 25-30см. Большой вес мотоблока послужит здесь
серьёзным подспорьем. В замечательном мультфильме «Падал прошлогодний
снег» главный герой, увидев предоставленную ему лошадь с плугом,
воскликнул: «Маловато будет!». И лишь когда перед ним
появился слон с плугом, произнёс: «А вот это мой
размерчик!», и тут же с энтузиазмом принялся
пахать. И действительно, продуктивность обработки земельных участков
прямо пропорциональна весу агрегата, вплоть до того, что
конструкция предусматривает возможность монтажа дополнительного балласта
в виде фронтальных грузов, закрепляемых на
мотоблоке, либо утяжеления для колёс. В результате
вес техники может увеличиться на 15-60кг. Что характерно:
даже для «малышей»-мультимоторов предусмотрены гантели-утяжелители
массой 4кг, позволяющие обеспечить «прирост» веса на 50%. В случае
с мотоблоком это позволяет также увеличить размах рабочих
фрез, а следовательно, и ширину захвата
обрабатываемой поверхности (до 90-120см). Решающими факторами,
определяющими выбор той или иной модификации, должны выступать
характеристики грунта, площадь и конфигурация участка. Если
планировка сложная, грядки узкие, а почва тяжёлая,
то для эффективной работы можно воспользоваться тяжёлым 70-килограммовым
культиватором, обеспечивающим ширину захвата от 82 до 95см.
Это отнюдь не послужит ограничением для
использования техники на других территориях, так как часть
фрез можно снять, отрегулировав тем самым ширину пропашки исходя из
местных условий. А вот культиваторы меньшей весовой
категории с заданным размахом фрез 50см нарастить не
удастся, и на открытых пространствах обработка
почвы займёт больше времени. Однако без необходимости «гнаться» за
максимальным весом не стоит: на чрезмерно
мягких почвах массивный культиватор попросту зароется в землю. «…А
вместо сердца – пламенный мотор!» Подходя к выбору той
или иной модификации культиватора, в первую очередь следует
обратить внимание на то, мотор какой фирмы на нём
установлен. Общепризнанными лидерами являются американские
Briggs&Stratton и Tecumseh, а также японская
Honda. Хорошо зарекомендовавший себя мотор – залог надёжной и
бесперебойной работы агрегата. Четырёхтактные двигатели
предпочтительнее, чем двухтактные. Они не такие шумные, в
процессе их работы образуется меньше выхлопных
газов. Кроме того, система раздельной смазки позволяет не
добавлять масло в бензин, что также является
неоспоримым преимуществом. Дальше смотрим на исполнение
основных узлов, в первую очередь – привода. Цепной
определённо надёжнее и имеет меньше потерь мощности в
редукторе. Немаловажным фактором выступает и его
конструкция: в глухом металлическом обтекаемом корпусе
привод будет защищён от попадания камней, земли и т.
д. Простые болтовые соединения крайне нежелательны. Случается
так, что масло вытекает из-под них ещё в магазине. Совет Необходимо найти оптимальное сочетание между весом
конструкции культиватора и мощностью мотора. Сама по
себе излишняя мощность на лёгком культиваторе видимых
преимуществ не даст, хотя моторесурс, конечно, увеличится.
Вообще, моторы вышеперечисленных фирм предпочитают устанавливать
большинство производителей садовой техники. Дмитрий Коткин, директор
магазина «Садовая техника» Хорошо, если агрегат снабжён опорным транспортировочным
колесом для доставки к месту производства работ и
защитными дисками, оберегающими растения от контакта
с пропашными ножами. При покупке следует также
убедиться в том, что выбранная вами техника удобна в
управлении. Отрегулируйте руль по высоте. Рычаги переключения
передач не должны вызывать никаких нареканий. В
некоторых моделях предусмотрены виброгасители, смягчающие
нагрузку на руки во время работы. В идеале
мотокультиватор должен сам себя «тянуть», а пользователю
необходимо только подруливать и направлять усилие вниз, на
предусмотренную для этого мотыжную шпору. Чем лучше
агрегат сбалансирован на оси, тем меньшее усилие нужно
прикладывать. Рекомендуется приобретать культиваторы с
возможностью выбора передачи не только переднего, но
и заднего хода. Это избавит вас от
необходимости вручную выдёргивать технику из земли в
случае её застревания. Наращивание «вооружения» В комплект культиватора
входят только рабочие фрезы. Остальное его «вооружение» докупается.
Можно укомплектовать своего помощника плугом, окучником, полольниками,
картофелекопателем, а также металлическими и
резиновыми колёсами. На пропашные ножи фирма-производитель
часто даёт «пожизненную» гарантию через официального дилера, поэтому
предпочтительнее покупать культиваторы в специализированных
магазинах. Многие землепользователи предпочитают приобретать
мототехнику вскладчину, так как её использование носит, в
основном, сезонный характер. |